Гуртовенко Игорь Юрьевич
врач-гомеопат, семейный доктор, ученый-медик
|
||||||
Главная | Жизнеописание | Публикации | ||||||
|
||||||
Физиогномика, или Гадание по ушной раковине Два в одном: френология плюс рисование
...Физиогномика (от греч. physis - природа и gnomon - знающий) изучает лицо человека, чтобы по соотношению его частей и мимике выявить душевные качества индивидуума и предсказать его будущее. Такие знания нужны не только гадалкам и сотрудникам спецслужб - любой опытный врач знаком с приемами диагностики по лицу больного. Считается, что физиогномика зародилась во времена Аристотеля и Гиппократа. Великий философ применял ее для распознавания душевных качеств людей по внешним признакам, а великий врач пользовался ею для диагностики заболеваний. До сих пор в медицине сохранилось понятие «маска Гиппократа» - характерное выражение лица больного при перитоните, являющееся симптомом заболевания. Аристотель, гениальный энциклопедист и логик, привел в систему соответствие черт лица душевным качествам людей. Он указал признаки характера кроткого, гневного, злобного, завистливого, трусливого: «прямолинейные брови указывают на кроткий характер, притянутые к корню носа - на брюзгливый, низко расположенные брови - признак завистливости». Физиогномические положения Аристотеля долго служили основой для последующих авторов. Да и современные врачи и психологи подтверждают справедливость описательных характеристик, данных Аристотелем. Но, увы, чтение по лицам дало «бульварное» ответвление: с развитием книгопечатания появились примитивные формы физиогномики, замешанные на мистике. Узнать о них немало интересного мне помогла книга санкт-петербургских врачей Мариуса Плужникова и Сергея Рязанцева «Среди запахов и звуков» (1991). Советую всем прочитать этот замечательный рассказ об органах слуха, обоняния, вкусовых ощущений, в общем, о наиболее интересной части нашего тела - голове. Авторы книги занимательно пересказывают некоторые парана-учные теории. Так, мы узнаем, что в книге Кардана Медичи, вышедшей в 1658 г., приводится множество рисунков лица человека и при этом указывается, какому типу лица какие душевные качества соответствуют и даже какую судьбу они предвещают. Например: «Такие черты указывают на дурной характер и предвещают тюремные муки и затем смертную казнь от меча». Еще более упростились рецепты физиогномики на Востоке, в мусульманских странах. Для определения качеств человека по его наружности в священную книгу «Матлауль-улум» («Источник науки») включена глава «Фирасат», дающая руководство к изучению внутренних качеств человека по его голове, которая открыта для созерцания: «Если у человека голова большая, круглая и хорошо поросшая волосами, значит, он умен, щедр и милосерден. Но если она у него длинная, неровная и безволосая, то ему свойственны глупость, раздражительность и горячность. Большой сморщенный и нахмуренный лоб - признак недоброжелательности, дурных намерений, гордости, тщеславия и самоуверенности. Средний, не нахмуренный знак правдивости и дружелюбия, счастливой судьбы человека. Маленький выпуклый лоб означает бесстыдство и глупость. Большие уши означают хорошие духовные качества, они служат также признаком долгой жизни и вспыльчивости. Если у тебя мясистая нижняя мочка, быть тебе богатым. О богатстве говорит и крючковатый нос. Обладатель острого носа легковерен, и его легко надуть на базаре. Красные губы - признак счастья. Большой рот у мужчин - храбрость, у женщин - страстность» (цит. по книге Ю.Я. Халаминского «Дорогами легенд»). Что и говорить, мудрая наука - «Фирасат». Хотя, если подумать, кто из нас не пытался по лицу нового знакомого угадать его характер, и ведь иногда удавалось! А характер человека - совершенно очевидно - влияет на его будущее: мы все живем среди людей. В таком случае, так ли уж беспочвенна наука «Фирасат»? Впрочем, на мой взгляд, наблюдение за мимикой клиента в момент гадания важно не столько для определения его будущего, сколько для контроля восприятия им прогноза. Именно это позволяет угадать ближайшее будущее финансовых отношений клиента и гадалки. Конечно, любое зарождающееся знание можно дискредитировать, если рассматривать лишь его бульварную форму. Ежели высмеивать все слабое и неокрепшее, то можно затоптать и ростки будущих открытий. К примеру, в той же книге Плужникова и Рязанцева рассказана весьма поучительная история о несостоявшейся науке «френологии» - учении о взаимосвязи формы черепа с функциями головного мозга. Австрийский врач и анатом начала XIX века Франц Галль много занимался изучением мозга и первым предположил, что особенности мышления можно связать с особенностями строения мозга. Это открытие принадлежит науке. Но Галль пошел дальше: в больших полушариях мозга он хотел найти «центры» всех наших способностей. Он объявил о создании новой науки френологии (от греч. phren -разум и logos - учение), способной по выпуклостям на черепе определить особенности мозга и черты характера. По мнению Галля, усиленное развитие тех или иных частей мозга его долей, извилин, которым соответствуют определенные способности и влечения, - отражается на форме черепной коробки, повторяющей выпуклости и впадины лежащего под нею мозга. Отсюда вывод, что по буграм и впадинам черепа можно судить о характере, способностях и влечениях человека. Следовало лишь определить, как именно соотносятся наиболее выдающиеся способности личности с выпуклостями на черепе. Галль считал, что, имея ряд наблюдений, можно составить френологическую карту, устанавливающую связь между известными способностями человека и его черепными буграми; таким образом, на черепе обрисовались бы бугры или шишки, например, скупости, храбрости, честолюбия, поэзии, материнской любви, таланта к живописи, музыке и т. д. По этим буграм Галль и намеревался судить о преобладании тех или иных умственных или нравственных стремлений человека. Мало того, по буграм этим френологи предсказывали будущее ребенка. История френологии была короткой: это увлечение быстро опустилось до бульварного уровня. Так, некоторые френологи использовали для своих целей бюсты Гомера, портреты святого Антония и Моисея, не заботясь о том, были ли эти портреты и бюсты верны и даже существовали ли эти люди в действительности. Не только ученые, но даже литераторы относились к френологии с нескрываемой иронией. Вскоре перевелись и сами френологи - работы анатомов показали, что не существует определенной зависимости между формой черепа и формой извилин головного мозга. К сожалению, несмотря на свою короткую историю, френология надолго дискредитировала в глазах ученых принцип локализации мозговых функций в различных долях головного мозга, принцип сам по себе верный, но отвергаемый физиологами до 1870 г., когда Фритчу и Гитцингу удалось доказать, что в различных извилинах находятся психомоторные центры для различных органов. В настоящее время учеными составлены подробные карты функций коры головного мозга. Так, затылочная область «отвечает» за зрение, в височной доле располагается зона слуха, в нижней лобной извилине -зона речевых движений, в задней центральной извилине - зона кожной, болевой и температурной чувствительности. Эксперименты на животных позволили физиологам выделить в коре головного мозга центры ярости, удовольствия, насыщения. Но к френологической теории черепных шишек это не имеет никакого отношения. Теперь это достоверные факты, а не фантазии в духе Галля. Вопрос: кто виноват во временной задержке этих исследований - малограмотные френологи или активные критики френологии? Впрочем, наивные идеи, как сорняки, имеют способность вновь и вновь прорастать на благодатной почве. Что касается физиогномики, то в XIX веке она все больше и больше превращалась в салонное развлечение или эксплуатировалась шарлатанами. А во второй половине XIX века возродился и некий симбиоз физиогномики с френологией: вновь стали предприниматься попытки связать особенности психики человека с формой черепа. Наиболее известным представителем этого направления был Чезаре Ломброзо (1835 – 1909) итальянский психиатр и криминалист, директор психиатрической лечебницы и профессор Туринского университета. Ломброзо исследовал различные физические и психические особенности у большого числа преступников и научился, по его мнению, отличать прирожденного преступника от нормального человека по чисто анатомическим признакам. Ломброзо заявил, что психический склад личности обусловлен физиологией. Он выдвинул теорию о существовании «криминального типа», определяемого в основном наследственными факторами, а не средой. Как пишут Плужников и Рязанцев, Ломброзо считал возможным не только установить тип преступного человека вообще, но даже отметить черты, присущие отдельным категориям преступников -ворам, убийцам, насильникам. Ломброзо и его ученики наблюдали и измеряли форму черепа, носа, ушей, цвет волос преступников. Они заключили, что в преступном человеке, в силу закона наследственности, живут психофизические особенности его отдаленных предков. Эти выводы нашли отражение в вышедшей в 1890 г. книге Ломброзо «Новейшие успехи науки о преступнике». На русском языке эта книга была издана в Санкт-Петербурге в 1892 г., и в том же году теория Ломброзо подверглась суровой профессиональной критике на брюссельском международном конгрессе по уголовной антропологии. Тем не менее среди непрофессионалов учение Ломброзо обрело широкую популярность. Что же касается отношения научной общественности к этой теории, то я хочу процитировать два мнения:
Сегодня научное развитие физиогномики продолжается. Свое I первое экспериментальное обоснование она получила в капитальном труде Г. Дюшена (1806 - 1875) «Механизм человеческой физиогномии», изданном в 1876 г. в Париже. Используя электрическую технику, Дюшен изучил мимику и определил с неопровержимой том- I ностью мимическое значение каждой лицевой мышцы в отдельности и по группам. В России наиболее серьезный труд в этой области принадлежи известному психиатру, профессору Ивану Алексеевичу Сикорскому отцу авиаконструктора Игоря Сикорского. Его «Всеобщая психология с физиогномикой» была издана в 1912г. в Киеве. «Когда читаешь эту книгу, - рассказывают Плужников и Рязанцев, - замечаешь, на сколько переместились акценты в самом понятии физиогномики Если ранее эта наука пыталась определять по внешним признакам особенности характера человека и даже предсказывать его судьбу то у И.А. Сикорского ничего подобного нет. Осталось лишь старое порядком себя скомпрометировавшее название науки». Сикорский анализирует мимику с точки зрения психолога и психиатра, педагога и художника. Он выясняет, с какими эмоциями связаны перемены в лице, происходящие в результате работы много численных мышц, придающих нашим физиономиям необычайную подвижность и изменчивость. Оказывается, многие заболевания особенно нервной системы, накладывают отпечаток на мимику. Врач, хорошо знакомый с анатомией лицевой мускулатуры, уже на самых ранних этапах может обнаружить малейшие изменения мимики, а значит - своевременно начать лечение, не дожидаясь возникновения необратимых изменений. Физиогномика в ее современном виде стала к тому же неоценимым подспорьем для скульпторов, художников и актеров. Чтобы знать, как изобразить то или иное выражение лица, надо понять, сокращением каких мышц оно достигается. Сикорский составил подробные описания действия мышц для выражения радости, отвращения, удивления, страха, сомнения, удовольствия, гнева, умиления. Никаких указаний на определение душевных свойств и будущего по формам носа и ушей нет. «Времена благородной науки "Фирасат" канули в прошлое, - заключают Плужников и Рязанцев. - На смену ей пришла наука о мимике». Не будем делать поспешных выводов: отголоски средневековой физиогномики до сих пор дают о себе знать. В нашей стране эта «древняя наука» всплыла вместе с другими забытыми увлечениями сразу после отмены цензуры. Откроем какой-нибудь дамский журнал. Обязательно увидим такой прогноз: «Психотерапевты утверждают, что есть определенная связь между чертами характера и формой и размерами уха. Маленькие уши, считают они, говорят о легкомысленности, живом характере, остром, но неглубоком уме. Уши большие - то есть более 7 см по высоте - принадлежат людям, наделенным большой "пробивной" силой, уверенным в себе. Вытянутые в длину уши говорят о деликатности, впечатлительности, романтичности натуры. Широкие - признак силы характера, здравого ума, реализма. Уши, крепко прижатые к голове, вывернутые назад, указывают на возбудимость нервной системы, непредсказуемость реакций, болезненную эмоциональность. Лопоухость же выдает человека впечатлительного, тонко чувствующего настроение собеседника. Большая мочка свидетельствует о физической и духовной силе». «Как видно, - иронизируют санкт-петербургские врачи, - мудрая наука "Фирасат" не так-то просто сдает свои позиции. Видимо, мало еще среди нас людей с широкими ушами, что, по данным польских психотерапевтов, "является признаком здравого ума и реализма"». Домашнее задание мы получили оригинальное: нарисовать портреты, выражающие самоуверенность, деликатность, простодушие, честность... Надо поискать, где-то у меня были картинки с Чебурашкой и крокодилом Геной
Физиогномика (от греч. phisis - природа, природные задатки и gnomonikys — сведущий, проницательный) — наука (лженаука) о распознавании природных задатков и судьбы человека по физическим свойствам его тела, прежде всего лица. В древности и в позднейшие эпохи считалась учением о связи между внешним обликом человека (или любого животного) и его характером. Физиогномика уходит корнями в традицию житейского опыта, с незапамятных времён откладывавшуюся в фольклоре, в преданиях разного рода знахарей, гадателей
Опубликовано: ЛГО, № 2, 2004 |
||||||
© Гуртовенко И.Ю., 2007. При использовании материалов сайта ссылка на автора обязательна |