Гуртовенко Игорь Юрьевич
врач-гомеопат, семейный доктор, ученый-медик
   Главная  |  Жизнеописание  |  Публикации
 
 

Восточная и западная медицина:
два взгляда на человека

Разговор о китайской медицине, ее принципах, методах и философских основах в сравнении с медициной Запада

 

   

Восточная медицинская традиция намного старше западной. Многие ее положения людям, воспитанным в уважении к строгой науке и рациональному знанию, представляются неожиданными и спорными. Между тем, как уверяют специалисты, некоторые методы и принципы восточной (и прежде всего – китайской) медицины могут быть с успехом применены в наших условиях. Отказываться от безусловных достижений западной медицины было бы неразумно, но можно обогатить ее опытом медицины восточной, за несколько тысячелетий своего существования доказавшей свою действенность и пользу для человека. Это и стало темой очередного круглого стола для читателей ЛГО

Круглый стол с читателями журнала проводит врач Игорь Юрьевич Гуртовенко

 

В чем суть восточной медицины?

В отличие от западной, сосредоточенной на лечении острых заболеваний, восточная медицина – это медицина хронических болезней. Европейская наука достигла потрясающих успехов в медицине скоропомощной, хирургической. Это уникально, это действительно достойно восхищения и подражания. Но что касается отношения к человеку как к цельной системе, то здесь западная медицина, безусловно, хромает.

Дело в том, что в европейской медицине никогда не было достаточного представления о целостности человека. Уже после Гиппократа человек был «разделен» на душу и тело. К этому имела отношение и античная философия (понятие логоса) и атомарная теория Демокрита. Важнейший момент – понятие дискретности (раздельности). Суть в том, что все сущее понимается как сочетание отдельных частей, причем часть может быть рассмотрена и изучена вне целого. В дальнейшем эти принципы сказались и на подходе к живому человеку. Оказалось, что можно отдельно лечить душу, а отдельно – тело.

Противоположность такому подходу – философия Дао, где подобного разделения не произошло. Вот два основополагающих философских камня, лежащих в основании культуры, языка, понятийного аппарата науки: на Западе – дискретность, на Востоке – целостность, движение, переходы (Дао – путь, бесконечное движение). Возможна даже такая аналогия: дискретной философии и медицине Запада соответствует алфавитная письменность; философии и медицине Востока – письменность иероглифическая. В иероглифической письменности не происходит разделение на цифру и букву. А в дискретном алфавитном варианте письма появляется отдельно живущая цифра и отдельно живущая буква и, следовательно, возникает возможность оперировать отдельно буквами и отдельно – цифрами, что невозможно сделать в иероглифе. И как в иероглифе нет разделения на количественные и качественные характеристики, точно так же в восточной медицине не существует разделения живого человека на душу и тело.

В восточной медицине намного лучше, чем в западной, проработаны моменты, касающиеся профилактики заболеваний. Их можно и нужно заимствовать. Но брать следует только те методы и средства, которые могут быть преобразованы под наши климатические зоны, под нашу культуру. Это важный момент, потому что очень часто идет автоматическое заимствование традиционного восточного опыта, причем всего, полностью, вплоть до нарядов. Но простите, ходить в дхоти или в сари, когда сорокаградусный мороз… Методы восточной медицины рассчитаны на соответствующую климатическую зону, на соответствующую культуру, на определенный физиологический тип, и поэтому заимствовать что-либо можно, только глубоко переработав. Следует учитывать такое, к примеру, понятие, как энергетика пищеварения. Житель Кавказа, например, может съесть во время застолья сами знаете сколько… и ему – ничего.

И представьте себе, что то же самое съел бы индийский крестьянин: да он же умрет – без шуток. С другой стороны, посадите вы представителей иных народов на питание индийца… Вот-вот… Стало быть, надо учитывать разные физиологические типы, разные культурные традиции – все это имеет значение.

А для того, чтобы при заимствовании чужого опыта не получить больше плевел, чем зерен, нужна цензура. Цензуру сейчас принято в основном ругать. Но в природе она существует повсеместно. Иначе бы все живое погибло.

В нашем организме роль цензуры играет иммунная система. Это очень строгий цензор. Его миссия – охранять организм от слишком сильных потрясений. (То же самое касается, кстати, и государства. Слишком резкие потрясения всегда чреваты.) Давным-давно природой было придумано такое понятие, как эволюция, то есть постепенное развитие. Заметьте: именно те народы, которые избежали слишком резких потрясений, хорошо и успешно эволюционировали, причем развиваясь постепенно и сохраняя, казалось бы, глупые и совершенно несообразные традиции, которые сохранились до сегодняшнего дня.

Философ сказал:
«Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома — уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искренностью, обильною любовью ко всем и сближаться с людьми гуманными. Если по исполнению сего останется свободное время, то посвящать его учению».

Философ сказал:
«Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей».

Философ сказал:
«Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно».

Философ сказал:
«Ю, научить ли тебя Знанию? Что знаешь, то и считай, что знаешь; чего не знаешь, то и считай, что не знаешь — вот это и будет Знание».

Философ сказал:
«Если человек поутру постигает истинный закон вещей, то вечером он может умереть без сожаления».

Конфуций. «Суждения и беседы»

Вопрос из зала: Что необходимо учитывать, обращаясь за помощью к восточной медицине?

Вот я вижу в ваших руках книгу. Разрешите посмотреть? Давайте заглянем, кто издал книгу, из которой вы берете информацию. Книга по Аюрведе, издана обществом кришнаитов. Так вот, первое. Нужно сразу отметить для себя, что это уже не совсем та Аюрведа, поскольку на исходную информацию наложена масса запретов, сделана масса купюр. Отсюда вывод номер один. Читать можно, но не стоит бездумно следовать.

Далее. Нужно иметь в виду, что в восточной медицине очень большое внимание уделяется типам энергетики человека, тому, что в Индии называется доша. Все системы строятся на том, что любое упражнение или средство, которое вы можете использовать, должно соответствовать вашей доше. Отсюда вывод номер два. Прежде чем браться за новое учение (или лечение), следует произвести типирование себя, то есть определить, к какому физиологическому типу вы относитесь, и только затем подбирать упражнения и питание именно под ваш тип.

Вопрос из зала: А если бы это была не индийская, а китайская книжка?

Если мы обратимся к китайской традиции, то увидим, что в ее основе лежит система пяти стихий, связанных с теми физическими и психологическими качествами, которые преобладают в данном человеке. На этом строятся все рекомендации по формам терапии для укрепления духа и тела. Например, если человек

относится к стихии Дерева, то оптимальный вариант профилактики заболеваний для него – спорт. Если же он относится к стихии Огня,

таким вариантом будет прижигание и иглоукалывание. Для Воды хороша медитация. Если Земля, то показаны диета и массаж. Металл – дыхательная терапия.

Но понимание того, что нет ничего универсального – это очень важный момент, который обязательно надо иметь в виду, когда вы обращаетесь к восточной медицине. При этом очень важно не забывать, что вы живете не в Китае, и что ваши предки тоже не оттуда родом, и что заимствовать все рекомендации, особенно касающиеся питания, по меньшей мере неразумно. Хотя бы потому, что вы вряд ли сможете вырастить бананы у себя в огороде.

Вопрос из зала: Как определить принадлежность человека к той или иной стихии?

Определить эту принадлежность можно как по физиологическому типу, так и по «слабой» системе организма. А что такое слабая система? Прямая аналогия – скороварка: как только давление превышает допустимый уровень, в ней срабатывает предохранительный клапан. Иначе – взрыв. То же самое в человеческом организме. У каждого из нас есть своя слабая система, и это, по сути дела, великое благо. Это тот же самый предохранительный клапан. Найдя свою слабую систему, вы можете определить, к какому типу стихий вы относитесь. Если у вас проблемы, связанные с желчным пузырем, есть камни, боли, повышенная вспыльчивость, то вы, скорее всего, относитесь к стихии Дерева. В качестве профилактической терапии вам следует заняться физкультурой. Если же вы будете пытаться лечиться медитированием, вряд ли это скажется на вас благотворно, потому что по своей внутренней сути вы – воин, человек действия. Если вы человек сердечный и реагируете на все сердцем, любите сильно повеселиться и сильно потосковать, то есть принадлежите к стихии Огня, то ваше слабое звено – как раз сердце. И именно оно является тем препятствием, которое не позволит вам сделать что-либо сверх меры. У человека, относящегося к типу Земли, слабым звеном и, следовательно, клапаном предохранения обычно являются органы, ответственные за усвоение продуктов питания – поджелудочная железа, желудок. У людей, относящихся к стихии Металла, слабым звеном чаще всего являются органы дыхания и выделения, то есть легкие и кишечник. А проблемы с почками и мочевым пузырем, как правило, указывают на принадлежность к стихии Воды.

Но все это, как бы вам сказать, немного поэзия. Для серьезного разговора требуется избыток времени.

Вопрос из зала: В какой мере справедливо древнее утверждение, что в здоровом теле непременно присутствует здоровый дух?

«MENS SANA IN CORPORE SANO», что значит «в здоровом теле – здоровый дух» – это неполная цитата. На самом деле выражение звучит приблизительно так: «Надо молить богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Древние народы, и особенно греки, придавали очень большое значение физическому развитию, и мы знаем, что в Афинах существовали так называемые «гимнасии», где наряду с изучением предметов общеобразовательного толка не менее 50% времени уделялось гимнастике, физической подготовке. Можно вспомнить знаменитую пословицу: «Хочешь быть умным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть здоровым – бегай».

Однако прямой зависимости между здоровым телом и здоровым духом не существует. Точнее, она есть, но в значительной мере опосредованная. Эта взаимозависимость проявляется в том, что человеку, разумно относящемуся к собственной жизни, следует постоянно заниматься и одним компонентом, и другим – как совершенствованием духа, так и укреплением тела. Когда дух и тело будут пребывать в гармонии, тогда и можно будет ожидать соот-ветствующий результат.

Вот Пифагор. Он был, как известно, великим философом, основоположником пифагорейской нумерологической школы, но в то же время – олимпийским чемпионом, и не по чему-нибудь, а по панкратию, т. е. многоборью.

Кроме того, «дух» – это очень и очень сложное понятие. Можно сказать, что дух – это четвертая ступень в совершенствовании человека. Первая – телесное совершенство, потом духовное, затем интеллектуальное развитие и, наконец, как завершение и высший уровень всей этой системы – дух. В латинском утверждении речь идет, конечно, скорее о здоровье духа, чем о здоровье души. Душевное здоровье – это состояние психики (душа – психея, psyche); соответственно психические болезни – это заболевания, связанные с нарушением порядка проживания человека в природе и социуме. Состояние духа – это нечто высшее, то, что дает человеку понятие его предназначения. Но, с другой стороны, надо иметь в виду, что сила духа – явление неоднозначное. Есть люди, которые обладают очень большой силой духа и при этом приносят очень много зла и своим близким, и целому народу. В то же время следует помнить, что дух живет в теле, и поэтому обязанность человека, как всякого нормального хозяина, должна состоять в том, чтобы создавать в своем доме хорошую обстановку. Тело – вместилище и души, и духа, и интеллекта. Его нужно держать в порядке.

Когда узнали, что красивое
  красиво
Появилось безобразное
Когда узнали, что доброе
  хорошо
Появилось зло
Поэтому бытие и небытие
  порождают друг друга
Трудное и легкое создают
  друг друга
Длинное и короткое
  сравниваются
Высокое и низкое
  соотносятся
Звуки образуют мелодию
Начало и конец чередуются
Потому-то мудрый
  совершает бездействие
Учит безмолвно
Вызывает перемены
  безучастно
Творит бескорыстно
Начинает без усилий
Завершая, не гордится
Не гордится, и его
  не избегают

Философские основы медицинской традиции
Востока: идея единства всего сущего. «Дао Дэ Цзин», VI в. до н.э.

Они [атомы] носятся в пустоте [ибо пустота существует] и, соединяясь между собой, производят возникновение, расторгаясъ же гибель. Где случится им соприкасаться, там они действуют сами и испытывают действие от других. Ибо там налицо не единое [а множество отдельных сущих]. Складываясь и сплетаясь, они рождают [вещи]. [Ведь] из поистине единого не могло бы возникнуть множество [вещей], ни из поистине многого — единое; нет, это невозможно.

Философские основы медицинской традиции Запада: идея дискретности (атомарная теория Левкиппа и Демокрита, V в. до н.э., в изложении Аристотеля)

Записка: Если бы перед Вами поставили задачу: дать современным людям самый главный, но при этом только один, совет по сохранению здоровья, то что бы вы сказали?

У древних римлян было еще одно важное для нашей темы высказывание – «Festina lente», то есть «спешите медленно». Дело в том, что любая новая мысль, решение или оценка, так же как и смена направления, требуют хотя бы недолгой, но остановки.

А вообще, жизнь очень многогранна. Поэтому не стоит полагаться на чьи-то советы, которых сейчас такое обилие: всегда надо учитывать, что любой человек обычно дает совет, исходя из своего собственного опыта. А подходит ли его опыт вам? Не факт, что подходит, потому что нет людей абсолютно одинаковых.

Вопрос из зала: Как Вы оцениваете здоровье российского народа на сегодняшний день?

В целом – как не очень хорошее. Одна из причин – повсеместное внушение: вы несчастны, вы несчастны, у вас нет того, у вас нет этого… Средства массовой информации все время говорят нам о бедствиях, трудностях, несчастьях. Кроме того, вездесущая реклама задает нам определенную, причем достаточно жесткую, схему счастья, отождествляемого с обладанием чем-либо: если вы купили бутылку пива определенной марки, значит, вы счастливы; если у вас есть бутылка «Спрайта», вы тоже счастливы. А если у вас нет чего-то, то вы несчастны.

Вторая причина – резкое падение уровня жизни основной массы населения, живущей за пределами Московской кольцевой дороги.

Есть еще третье, очень немаловажное обстоятельство: неудовлетворительное состояние нашей системы здравоохранения. Та система, что была создана в советское время, теперь признается лучшей за всю историю существования отечественной медицины. Сейчас мы видим, как те же американцы берут на вооружение тот опыт. Например, успешно воспроизводят заимствованный в России принцип организации поликлиник. Несколько частных врачей различных специальностей объединяются и создают, пусть и на другой основе, подобие поликлиники. То же самое происходит и с системой образования: Запад берет на вооружение именно то, что было разработано в нашей стране, а нам предлагает, например, тесты. Я редко утверждаю что-либо столь категорично, но сегодняшнее засилье тестирования – это, по-моему, плохо. Тесты возможны только как компонент образовательного процесса, причем в объеме, не превышающем 20%. И то лишь в зависимости от цели обучения. Если вы готовите человека к работе на конвейере, то тогда система тестирования может оказаться подходящей. Но применять ее в столь широких масштабах, как сейчас – это просто неразумно. Кто-то из великих ученых, если не ошибаюсь, Эйнштейн, посмотрел тесты, которые разработал для своих сотрудников Эдисон, и заметил, что не смог бы на них ответить. А с другой стороны, вспомним, как принимал к себе учеников великий физик Л. Ландау – он не тестировал их, он просто беседовал, и этого оказывалось достаточно.

Как видим, заимствование чужих идей – равно и восточных, и западных – может быть плодотворно только при условии разумной и глубокой переработки. Бездумное приложение чужого опыта к своей жизни чревато очень неприятными последствиями.

Вопрос из зала: У Вас нет ощущения, что современная меди-цина, как правило, борется не столько с болезнью, сколько с болью?

Совершенно верно – так и происходит. На Востоке это называют «бить змею по хвосту», то есть бороться с проявлением болезни,

а отнюдь не с ней самой.

Записка: Входит ли, по Вашему мнению, общение с природой в понятие «счастливое детство»?

Общение с природой, конечно, очень желательно для нормального развития ребенка. Более чем желательно. Дело в том, что дети, которые не знакомы с природой, довольно часто не умеют чувствовать боль, ни свою, ни чужую. У них нет опыта сочувствия. Подчас они даже и свою боль не умеют толком ощутить. А боль – это великое благо: она предупреждает нас об опасности. И поэтому к ней надо уметь относиться с почтением.

Вопрос из зала: И все же – как не болеть?

Не надо брать на себя лишнего. Большинство наших сегодняшних болезней – от усталости, от нерациональных требований к себе, не соответствующих имеющимся возможностям. Вы должны соотнести жизненные планы со своим типом и не боятся выбрать для себя подходящую работу. Знаете, как отбирали в древнем Китае человека, который сможет работать врачом? Приходит маленький мальчик, перед ним кладут лист бумаги. Если он сможет нащупать волос, лежащий под этим листом рисовой бумаги – значит, может быть врачом; а не дано, так и зачем?

У китайцев можно поучиться и еще кое-чему. Обратите внимание: люди, увлеченно занимающиеся восточной традицией, часто оказываются совершенно выпавшими из социума. Почему? Что происходит? Основной принцип восточной философии – дуализм, сочетание двух начал: инь и ян. Но большинство людей обращают внимание лишь на иньские компоненты, то есть на компоненты даосизма, на то, что касается внутреннего мира человека, его развития, расширения, просветления и так далее. Все это хорошо, но человек, который занимается только даосизмом, это человек обреченный. Он выбывает из социума, погрузившись в свой внутренний мир. Китайцы поняли это давным-давно, потому что жили в большом государстве. И для того, чтобы уравновесить даосизм, появился другой учитель, Конфуций, и создал иное учение – конфуцианство. Человек, который изучает традиции Востока и хочет им следовать, обязан следовать одновременно и традициям даосизма, и традициям конфуцианства. Ты можешь быть прекрасным даосом, но жить ты должен в социуме. Конфуцианство учит, как жить в социуме, как ладить с людьми, как почитать родителей. Это и есть та традиция Востока, которой стоит учиться.


К списку публикаций

Опубликовано: ЛГО, № 8, 2003
http://old.lgo.ru/znak8-03.htm

  © Гуртовенко И.Ю., 2007.   При использовании материалов сайта ссылка на автора обязательна