Гуртовенко Игорь Юрьевич
врач-гомеопат, семейный доктор, ученый-медик
|
||||||||||||||||||||||
Главная | Жизнеописание | Публикации | ||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
История - моя семья. Проект «Семейный альбом» при изучении истории Отечества …История далеко не всегда пишется профессионалами
Ну, конечно, конечно, требования редактора «о глобальности, серьезности и очень четкой информационной части» - в первую очередь. Поэтому в начале: что, где, зачем и почему. А кроме этого: время «ч», сцены, мизансцены1, председательствующая и соучастники.
I.Что
Сама мысль о написании и создании «Семейных альбомов»2 лицеистами мастер-класса родилась еще летом. Именно тогда Т.Б.3 довелось услышать серию семейных преданий. Собеседник попался ей весьма нестандартный (внутренне страстный, энциклопедически образованный, с самостоятельным видением жизни). Слушала она очень внимательно, задавала вопросы, и, скашивая глаза, невольно заглядывала в себя, сверяя услышанное со своими собственными памятными событиями. И идея родилась. Из желания. Из желания, чтобы ее ученики тоже испытали это ею самою еще окончательно не осознанное ощущение прикосновения к жизни через время. II. Где
События развивались преимущественно в России, чаще на кухнях (в них сердце дома), в парках, во время прогулок, на уроках etc. III. Сцена и время «ч»
Крупный промежуточный этап был отмечен защитой части ученических проектов при большом стечении народа в конференц-зале Московского Государственного Культурологического лицея №1310. IV. Мизансцена
Зал был полон и уютен. Присутствующие расположились несколькими концентрическими кругами вокруг о-образно расположенных столов. Председательствующая и комиссия заняли «оборону» у подножия сцены, на которой высилась трибуна, стенды, аппаратура, экраны.
Воспитанниками преподавателей Илюхина4 и Курского5 велась видео- и фотосъемка происходящего, зримо оправдывая одно из направлений учебного процесса (в лицее работают медиаклассы с фото-, видеомастерскими и журналистской студией). Присутствовали лицеисты 7-10 классов, мамы, папы, бабушки выступающих, интересующиеся жизнью своих детей, а также преподаватели лицея, учителя-стажеры из разных городов России и даже корреспонденты.
И вот перед нами - «Семейные альбомы» 9-классников. В каждой работе - своя изюминка. В оформлении ли, подаче материала. Но об этом -чуть ниже. Потому что, в первую очередь, хочется вновь ощутить ту, возникшую практически сразу, атмосферу искреннего сопереживания, гордости, радости и, порою, светлой грусти, которая объединила всех крепким дружеским обьятием. Начала Верочка Ребенкова. Она представила фотоальбом «История жизни четырех поколений по маминой линии». Гениальной находкой в этой работе я считаю оформление фотографий довоенного и военного времен на обгорелых листках бумаги. Вообще, работа очень продумана и гармонична: долговечный альбом, генеалогическое древо, выполненное из фотографий и бумаги в стиле коллажа, фотографии с пояснительным текстом «от руки» и напечатанные отдельно семейные истории, архивные документы, включая письмо прадедушки с фронта (прочтите!), комсомольский билет мамы, листки из тетради (отдельная деталь! Чего, например, стоит вот этот, принадлежащий перу прабабушки Натальи Михайловны блокнотный листок
Тут же и ее собственные стихи «к капустнику», и житейские записи, говорящие о радетельности хозяйки, о ее предпочтениях в еде). В Верином альбоме есть даже оглавление (!) и посвящение: «Приношу горячую благодарность любимым мамочке и бабушке за поддержку, помощь и одобрение в создании этого альбома, а также всем близким и родным за оказанную ими доработку и компетентность, и, конечно, Татьяне Борисовне, по чьей инициативе я и занялась этим альбомом». Подкупает тон заметок и непосредственный стиль: «Моя бабушка, Спицева Галина Михайловна, родилась в 1938 году в г. Москве. В семье, где она воспитывалась, царила атмосфера любви и доброжелательности. Когда началась вторая мировая война, маленькой Галочке было всего четыре годика. Из-за перенесенных в военное время лишений Галина поступила в школу уже восьмилетним ребенком. Она хорошо закончила школу, поступила в Финансовый институт и стала первоклассным специалистом. Но деловые качества никогда не затмевали женскую сущность этой замечательной женщины. Она заботливая мать и верный друг для своей дочери, нежная и любящая жена, и самая щедрая бабушка на свете. Сейчас на ней держится все хозяйство нашей семьи. Мои друзья, мамины подруги, а также родные и друзья самой бабушки, с огромным удовольствием приходят к нам домой, часто советуются с ней, и непременно восторгаются теплом и уютом нашего гостеприимного дома, а еще - с удовольствием угощаются вкусностями, выращенными ею на дачном участке». Костя Занегин... Web-страница «Поклон». О прабабушке и прадедушке и об их дочери Галине. Об их жизни в предвоенное и военное время. Текст иллюстрирован старыми фотографиями, краткие подписи к которым помогла сделать Вера Львовна - мама Кости. Все показал. Молча. На вопрос из зала встал. Молча. Подростково нескладный. Сутулящийся. Длинные худые руки и кажущиеся от этого непропорционально огромными кисти. Застенчивая полуулыбка. Внимательный прищур глаз. Перед ним - раскрытый ноутбук на низеньком столе, за спиной - проекционный экран с текстом. Но какова натура! Так поколениями стояли его пращуры. Хлебопашцы, плотники, сладившие на века новый дом, каменщики, сложившие невиданной до селе красы церковь, ополченцы до, после ли сечи. Молча. Крепко. Надежно. Казалось, еще чуть-чуть и он веско с неспешным розвальцем скажет: «Во ано, дела. Глядите. Пошто заздря далдонить?». Извечная русская беда - неумение себя красиво подать.
Хорошо, присутствовавший в зале старший брат Сергей (тот самый, который помог подобрать музыкальное сопровождение представляемому проекту), как тот староста, все пояснил, рассказал. Как специально ездили втроем с бабушкой Галиной Михайловной Мальневой в родные места Курской губернии. Какие пережили чувства, что узнали нового, как запомнилась эта поездка. А вот выступление Саши Лыжиной вышло разудалым. Очень подвижная телом и мыслью она, сверкая стеклами очков, ловко парировала самые каверзные вопросы, задорно повествуя о жизненном пути своего «Дедушки -кочевника» (он долго работал в Монголии и вообще много ездил).
Хохот стоял порой оглушительный, все очень приободрились. И немудрено. Народ в зале подобрался крепкий, здоровый и, как следствие, к еде неравнодушный6, а Сашин дедушка оказался по профессии мастером колбасного производства. Да каким! Экстра-класса! Начинал в 1909 году в Ярославле учеником в колбасной мастерской Баушева. Воевал в Первую Мировую. А дальше, занимая различные должности, вплоть до главного инженера мясокомбината, плодотворно работал на ниве народного питания.
До чего ароматны, аппетитны, но в то же время скрупулезно выверены его деловые записи! Эта лапидарность стиля прокралась и в личные дневники. Во всем чувствуется человек дела, ясного, четкого мышления. Думаю, что эти фамильные черты в Сашином случае проявились в глубокой проработке темы и блестящим владении материалом доклада. Особо хочется отметить работу Ани Токаревой «История одной семьи». Основанная на части сохранившихся рукописных мемуаров Аниного прадедушки Николая Николаевича Виноградова, она получилась столь всеобъемлющей и самодостаточной, что самое разумное процитировать.
Вот что пишет это умудренный жизнью человек: «В современном обществе укоренилось стремление иметь писанную историю своего города, завода, артистов, героев. Мало кто догадывается между тем описать свою жизнь, свои чувства, желания, надежды. Очень жалею, что поздно ухватился за эту мысль, ухватился тогда, когда потеряны силы, отупел ум, ослабла память. Но надеюсь и то, что сумею написать о себе, послужит кому-нибудь на пользу и убедит в том, что и я был не лишен благого порыва. Историю скромного человека полезно и приятно знать его потомству. Я не думаю, что эти писанные истории маленьких людей будут слишком похожи между собой и неинтересны, у каждого по-своему протекала жизнь. Жизнь человека моего возраста могла бы быть интересной еще и потому, что проходила на стыке двух общественных форм: капиталистической и социалистической. Отсюда и моральный облик человека несколько видоизменился, произошла переоценка ценностей. Будет ли интересным мое письмо моим наследникам - не знаю, это в значительной степени зависит от того, насколько интересны они будут сами, насколько глубокомысленны, пытливы и умны [курсив мой И.Г.]. Сам я лично с удовольствием прочитал бы такую, хоть и простенькую, историю своих родных и в первую очередь, отца и матери, но от них, к сожалению, не сохранилось даже фотографической карточки, о чем я очень сожалею. Они были слишком бедны и абсолютно неграмотны».
Особый эффект присутствия был достигнут еще тем, что перекликаясь с речью Ани, цитаты из дневника прадедушки зачитывал Тимур Лебедев. Выступление задело всех до глубины души. Возникло множество вопросов. В частности, один из них, о помощи дочери в работе над альбомом, был обращен к присутствовавшему в зале папе Ани - Владимиру Николаевичу Токареву. На что Владимир Николаевич ответил, что она все делала сама и он очень признателен дочери, т.к. многое из прозвучавшего сегодня, для него самого раньше было неизвестно. Тут голос его дрогнул. Быстрым движением он снял очки, опустил голову и, извинившись, вышел из зала... Один из докладчиков сказал, что на фотографиях его прадедушка и прабабушка кажутся ему грустными. Тут же Леонид Дмитриевич Курский - руководитель лицейской «Фотостудии», дал очень интересный комментарий (за недостатком времени краткий), который, думаю, поможет и вам при работе с Вашими семейными фотоархивами. Оказалось, что на заре фотосъемки выдержка измерялась несколькими секундами. Вот почему лица на фотографиях у всех такие серьезные. Если фотографируемые стоят, то, как правило, опираются рукой на плечо рядом сидящего, если сидят, то под их локтем перила ли, столик. Все для того, чтобы выдержать длительную неподвижность, как, например, на снимке из альбома Маши Никаноровой, где мы видим ее прадедушку, Георгиевского кавалера, гусара лейб-гвардии его Величества полка, Ефима Яковлевича Котова.
Многое может сказать и форма фотографии, так называемое паспарту. Например, эта фотография из альбома Андрея Супруна, выполнена в стиле модерн, и, следовательно ее можно датировать приблизительно первым десятилетием XX века.
Последнюю работу представляла Серафима7 Мельникова. Когда объявили докладчика, к сцене выпорхнуло белокурое существо, которое иначе как Симочка и назвать невозможно. Ее выступление было проникнуто такой любовью к Папуле, что нельзя было не улыбаться и конечно же простить милое замешательство в конце доклада. Сама работа была выполнена в виде мини-фотовыставки и носила трогательное название «Папуля». В ней рассказывалось о жизни Александра Семеновича - папы Симы, в юности прошедшего фронт, служившего на флоте8, киномеханика, изобретателя, мастера на все руки (кстати, сейчас А.С. работает в МКЛ №1310, пользуется всеобщим уважением).
Если Вы – первый
Может быть и так. Значит надо просто взяться: подписывать свои фотографии (это касается всех - очень уж легко забывается), делать пометки (для будущего архива), щедро делиться со своими детьми. И обретете. Смотрите, что написано под фотографией 1905 года из альбома Веры Ребенковой: Первые представители фамилии Зайцевых. «Фамилию Зайцев Михаилу Ивановичу дали в детском доме. Загадочно подкинутого малыша воспитательницы назвали „зайчиком”. Так и сохранилось за ним это прозвище, вскоре перешедшее в фамилию».
Невольно вспомнилась одна древняя легенда. На Агоре, площади в Афинах, столкнулись два человека. Один был сирота, своим умом, смелостью, порядочностью добившийся высшего уважения и государственных постов, другой - потомок древнего аристократического рода, доматывающий последнее наследство, погрязший в безделье и всевозможных грехах. Снисходительно глядя, аристократ стал бахвалиться деяниями своих предков и, наконец, спросил: «Ну, а ты что молчишь?» И услышал в ответ: «Видишь ли, ты в своем роду - последний, а я в своем -первый...». Об этом же есть интересная эпиграмма на графа Голуэй у шотландского поэта Роберта Бернса:
Жизнь такова, что мало создавать и хранить, надо и приумножать. N.B.9 Ну вот, требования редакторов удовлетворены, «четкая информационная часть» дана. Значит могу себе позволить несколько мыслей россыпью.
Врачебные. Я бы даже сказал, староврачебные, так как в последнее время медицина делает ставку почти исключительно на технические средства, частенько противопоставляя их беседе и непосредственно осмотру. А надо бы - взаимодополнять. Ведь одних только наименований методов инструментального и лабораторного исследования сейчас существует несколько тысяч. Ни сил, ни денег, ни времени не хватит все это на себе перепробовать. Вот тут одно из подспорий - анамнез (в переводе с греческого - воспоминание). И не только личный, но и семейный. Да, да. Именно так. Не зря один из генетиков сказал: «Наследственность - это карета, из которой выглядывает то один, то другой наш предок, удивляя нас своим появлением». Чтобы не быть голословным. Читаем в одном из альбомов: «...болела туберкулезом». Дальше составляем элементарную схему наследования и уже можем предполагать... А вот и не угадали, вовсе не туберкулез (до него сейчас дело не доходит из-за, в целом, высокого уровня жизни), а особый тип реагирования организма, например, на прививки (случаи из собственной практики автора тому порука), на некоторые лекарственные препараты и т.д. Кроме этого, люди туберкулезного типа часто одарены особого рода видением и восприятием действительности. Или. Читаем: «Бабушка была единственной азербайджанкой в русской школе, где учились дети летчиков, служивших под Баку». Возникают далеко не праздные вопросы для думающего врача: откуда родом предки, какой национальности? Такие сведения важны в плане прогноза течения того или иного заболевания. Так, представители древних наций болеют чаще хроническими, неспешно протекающими заболеваниями. Эти же сведения важны и в плане выявления особых, так называемых «национальных» заболеваний. Часть из них имеет приспособительное значение для жизни в определенных районах Земли. Например, серповидноклеточная анемия позволяет не болеть малярией -малярийный плазмодий не может развиваться в такого рода эритроцитах. А в других условиях это же заболевание может влиять и на самочувствие, и на невосприятие некоторых лекарств, и еще на многое другое . Так что штудируйте семейные истории во всех проявлениях. Воздастся сторицей.
Врачебно-культурологические. Еще одно наблюдение. Юлечка Чавдариди (Её «ЭГО-альбом» - смесь из семейных легенд и преданий, исполнен в виде набора открыток) упомянула о том, что ее прабабушка была плакальщицей и была очень уважаема в родной деревне. На вопрос, знает ли что-либо сама Юля или ее мама из прабабушкиных песен-плачей, ответила: «К счастью, нет». При этом я обратил внимание, какой голос у этой хрупкой девушки - глубокий, поставленный, как говорят певцы, «на диафрагму». Чтобы добиться такого звучания, люди тратят годы, учатся у специалистов. А тут - семейный дар... К сожалению, пока не осознанный. Так же, как не осознана нами утрата культуры пения на уровне каждого человека. Вот и проститься с уходящими должным образом не можем, а как раз-таки плакальщицы когда-то помогали это сделать. Под воздействием же «неправильно» перенесенных потрясений у ранее вполне благополучных людей (собственные наблюдения автора) могут возникать, к примеру, серийные «воспаления легких» и ряд других заболеваний (поражение почек, кожи и т.д.)
Историографические. У Андре Моруа однажды спросили: -Кто больше изменил ход истории - Цезарь или Наполеон? Моруа ответил: - С тех пор как существует цивилизация никто так не изменил историю, как историки. Официальная история уделяет внимание почти исключительно крайним (маргинальным) проявлениям - войнам, элите, открытиям и т.д. и т.п. Кроме этого официальная история часто дает оценки исходя из реалий современности, о которых наши предки, как вы понимаете, не подозревали ( прочтите еще раз эпиграф). Семейная же история доносит до нас дух времени, чувства людей. А так как мы чувствуем сродство, то пытаемся понять, а не оценить. А вот Вам, для размышления, еще один медицинский комментарий. Кстати, основанный на взглядах древнего китайского народа, благоговеющего перед своей очень неоднозначной историей: «Ничто столь не разрушительно для личности (читай народа), как переживания по поводу того, что уже не можешь изменить». Я предлагаю Ввести в преподавание истории в школе раздел, посвященный индивидуальной генеалогии «Живая история - рядом» Есть множество резонов: семейные, социальные, медицинские, психологические, личностные, методологические, государственные в конце концов. Но это уже тема отдельной статьи (заинтересуетесь - напишу). Заключение
Жизнеутверждающим результатом «Семейных альбомов» стало то, что идея обрела еще множество хозяев. И по ходу обсуждения, и в конце заседания, и после, а затем - в коридорах, кулуарах, классах и дети, и взрослые, как бы очнувшись от забытья безвременья, говорили, что обязательно напишут свои истории, сделают свои альбомы. Просили, чтобы практика написания и защиты таких работ продолжилась и распространилась на весь лицей. На занятия в мастер-класс к Т.Б. записалось желающих больше, чем можно вместить. И еще Многие, думаю, впервые в жизни испытали одно из прекраснейших чувств - чувство спокойной гордости, не нуждающейся в обманчивых декорациях, а идущее из глубины человеческого существа. «Оно независимо, оно уже изначально наше, на него можно опираться». 1 Мизансцена [фр – mise en scene ] - расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля. 2 Альбом [фp – album ] - издание, основу которого составляют воспроизведение картин, рисунков, чертежей, фотоснимков и прочее с кратким пояснительным текстом. 3 Т.Б. – Татьяна Борисовна Михайлова, по ходу нашего повествования она, председательствующая, мама лицея, мастер-класса, и массы других замечательных начинаний, которые сумела вырастить до возраста свершений. 4 Илюхин А.А. - преподаватель лицея, руководитель ШАВИ (Школа аудио- визуальных искусств), цепкий собеседник. 5 Курский Л.Д. - руководитель лицейской фотостудии, человек эпохи ретро, хранитель древностей. 6 И правильно. Ведь любовь к хорошей доброй еде - одно из важнейших проявлений любви к жизни. Тут - изюминка. Программа не исчерпывалась докладами. В соседней аудитории всех участников ждал вкуснейший и разнообразнейший семейный обед. Причем блюда были приготовлены ребятами и их родными по фирменным рецептам дедушек и бабушек. 7 Названа в честь бабушки Серафимы Лоевны Давыдовой. Серафимы [др. евр. - seraphlm, огненные, пламенеющие] в иудаистической и христианской мифологиях ангелы, особо приближенные к престолу Бога и его прославляющие. 8 Показательная преемственность! Дедушка Александра Семеновича - Лолий Иванович Давыдов, служил на легендарной канонерской лодке «Кореец» (той самой, что вместе с легендарным крейсером «Варягом» приняла бой против японской эскадры). 9 Нотабена, нотабене [лат. - Nota bene, заметь хорошо] - пометка N.B. в каком-либо тексте около места, на которое требуется обратить особое внимание. Опубликовано: ЛГО, № 4, 2001 |
||||||||||||||||||||||
© Гуртовенко И.Ю., 2007. При использовании материалов сайта ссылка на автора обязательна |